Премия Рунета-2020
Пермь
+1°
Boom metrics

Электромеханик Василий Байрашев: «Команда «Булгарии» не была укомплектована»

Член экипажа затонувшего теплохода вернулся домой, в Пермь [фото+видео]

20-летний Василий Байрашев, старший электромеханик затонувшей «Булгарии», считает, что спасся чудом. Когда Вася бежал по палубе, его сбило с ног волной и ударило об ограждение. Василий потерял сознание и очнулся уже в воде. В четверг он вернулся из Казани домой, в Пермь. Ноги забинтованы снизу до колена. Вася рассказал, что команда перед его отъездом собиралась на похороны капитана (читайте также более раннее интервью с Василием, сделанное по телефону из Казани).

- Где ты находился в момент аварии?

- В трюме. Я был около топливных цистерн и санитарных насосов (минут за пять до аварии сломался насос. - Ред.).

- До аварии были признаки, что что-то идет не так?

- Да нет, обычный рейс. Все шло по расписанию. Все работало.

- А то, что насос топливный вышел из строя?

- Это рядовая поломка. Исправлялась в течение 50 минут.

- Как ты узнал, что произошла авария? Было какое-то объявление по громкой связи?

- Резкий крен - я побежал в машинное отделение (оно тоже находится в трюме, но вход в него - через главную палубу) и увидел, что там вода.

- Много?

- Процентов пятьдесят! Оно небольшое, его сразу затопило. Уже и свет гаснуть начал.

- Ты понял, что вычерпать воду нельзя, и побежал наверх, так?

- Да. И увидел там жену капитана, самого капитана.

- Сейчас говорят, якобы это не жена была, а сестра.

- Это гражданская жена.

- Электромехаников было два: ты и твой помощник. Ты его видел в момент аварии?

- Он был в каюте - это я потом у него уже узнал. Он подчиняется моим приказам, а на то время я не дал ему никакой работы. Он спал. По его рассказам, когда судно накренилось, он стекло выбивал.

- Когда ты зашел в машинное отделение, пытался обесточить приборы или еще что-то?

- Там получился такой выбор: либо я спускаюсь туда и уже вряд ли оттуда выхожу, либо я еще кому-то помогаю, но не отключаю систему. Буквально сотые доли секунды - и свет начал гаснуть.

- То есть все само погасло, отключать смысла не было?

- Да. Затопление очень сильное было.

- Когда отказал один из основных дизель-генераторов?

- Во время предыдущего рейса.

- Значит, в последний рейс вы вышли с одним работающим дизель-генератором?

- Да. Но на ход судна и устойчивость это никак не влияло.

Из друзй первой встречать Васю на пермский вокзал прибежала его подруга Лера.

Из друзй первой встречать Васю на пермский вокзал прибежала его подруга Лера.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

- А чье это было решение - выходить в таком виде?

- Общее. Начальства, капитана. Договоренность была, что после этого рейса мы встаем на ремонт.

- Вася, ты уже упоминал, что у вас накануне проходили учения…

- Плановые учения есть всегда. Тем более что у меня это уже третья навигация, все это я делал не раз и знаю, как.

- Видел ли ты других членов экипажа во время аварии? Что они должны были делать и что делали?

- По штату там много кому что положено по тревогам. Но в связи со скоростью потопления судна сделать это было невозможно.

- То есть не все успели выполнить свои обязанности?

- Просто помогали, успокаивали, направляли - чтобы никто в каюты не заходил. Чтобы на палубу выходили.

- Сколько членов экипажа было на теплоходе в тот момент?

- Я считал - где-то 32 - 35.

- Ты говорил, что рулевой пытался спустить шлюпку на воду.

- Да, пытались спустить, но ее сорвало с места. Плоты, приборы - все это жестко не закреплено. Они попадали в воду, и на них спасались те, кто выплыл.

- Ты даже не успел заключить договор с «АргоРечТур». А где ты устраивался на работу: в Перми или в Казани?

- В Перми. Устраиваются так: сперва - договоренность с капитаном, потом приходишь на теплоход, тебе дают документы.

- Ты с Островским договаривался?

- Да.

- А как на него вышел?

- Работали рядом. Я на «Тарасе Бульбе» сперва работал, потом перешел на «Булгарию». Общались, я к ним заходил - так и попал.

- Нескромный вопрос: какую тебе обещали зарплату?

- Какое это имеет значение?

Василий Байрашев приехал в Пермь очень уставшим.

Василий Байрашев приехал в Пермь очень уставшим.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

- Просто говорят, что у «Булгарии» было много долгов.

- Долгов было много. Но зарплата была обещана нормальная.

- А другие члены экипажа не жаловались, что им задерживают зарплату?

- На тот момент «окончаловку» за месяц задержали на пять дней. В принципе, несущественно. Но с учетом двух предыдущих навигаций, которые были у некоторых людей…

- За те навигации им тоже не заплатили?

- Ну, там за месяц, за два.

- Говорят, что теплоход переименовали из «Украины» в «Булгарию» из-за долгов, что накопились за этим названием. Ты не опасался туда устраиваться?

- Думаешь, я об этом знал? Мне было важно настоящее.

- То есть ты пошел на «Булгарию» просто потому, что нужна была работа?

- Да.

- Вы были уверены, что у «Булгарии» есть лицензия?

- Судно перед выходом получает все документы. Без лицензии эти документы получить просто невозможно! Так как документы были получены, естественно, все мы были уверены, что она есть.

- Новичков, как ты, в экипаже было много?

- Я уже далеко не новичок!

- Я имею в виду - тех, кого приняли недавно.

- Может, человек десять, которых приняли дней пять - десять назад. Некоторые пришли, им не понравилось, ушли.

- Штат не был укомплектован?

- Да, штат был неполный. Когда судно выходит второпях, в разгаре навигации, штат, как правило, не укомплектован. Но по регистру по минимальному штату у нас было все нормально. Мы спокойно могли исполнять свои обязанности.

- Опытных членов экипажа много было?

- Приличное количество. Весь комсостав. Туда никто не может попасть без образования, без опыта. Минимум пара навигаций должна быть даже для самых младших из комсостава. Все люди уже опытные были, знали, что делать.

- Ты сказал, что сигнал SOS не смогли подать, так как вырубилось электричество. А как-то по-другому нельзя было подать сигнал? Флажки, рында…

- Есть общий канал радиосвязи, по которому объявляется сигнал SOS. Из-за залитого генератора ничего сделать не успели. Можно было помахать или еще что. Но судов в зоне видимости не было. А по теплоходу… Просто команда знала, что, как и куда. Везде, по всем палубам, были члены экипажа - так и оповестили. Радиосвязи нет, громкой связи нет (все завязано на электричестве)… Грубо говоря, вот ты бы там отдыхала и позвонили бы мы в рынду. Что бы ты поняла? А первый теплоход прошел минут через сорок. «Арбат», который не остановился. Это контейнеровоз. Метрах в пятистах от нас.

- И никакой реакции на вас?

- Нет. Убегали из рубки - типа никого там нет. А нам это было все очень хорошо видно. Даже с моим плохим зрением.

- Ты рассказывал, что потерял сознание…

- Не хочу об этом… Какая разница, кто как спасся? Чудом все спаслись - вот и все. Что большинство других делали, я с их слов знаю. В этой суматохе большинство в гражданском были.

- Ты видел капитана в рубке. Почему водолазы потом нашли его в трюме?

- Из ходовой рубки есть три выхода. Один - через каюты капитана, радиста (мою, где я был в последний момент), и два выхода по правому и левому борту. С левого борта есть спуск на среднюю палубу, а оттуда - еще спуски. То есть спуститься - это секунд пять.

- А как думаешь, зачем он туда пошел?

- Помогать. Спасать кого-то пытаться.

- То есть капитан понял, что сделать уже ничего невозможно?

- Конечно, понял. Он тоже очень опытный был.

- Расходятся данные, были ли у капитана дети на теплоходе.

- Я не видел. Но я даже сестру у него не видел, хотя она там тоже была.