Завтра из столицы Татарстана стартуют участники Международного ралли-рейда по Евразии. В «Шелковый путь» отправятся 83 экипажа: 62 автомобиля и 21 грузовик. Среди грузовых автомобилей – шесть экипажей челнинской команды «КАМАЗ-Мастер». Об особенностях подготовки к ралли пилоты Фирдаус Кабиров, Владимир Чагин и Эдуард Николаев рассказали на прямой линии с читателями «Комсомольской Правды».
- Будет ли «Шелковый путь» чем-то похож на «Дакар», или пройти его будет намного проще? (Игорь, Казань)
Фирдаус Кабиров:
- Конечно, есть много общего. Трасса будет схожа с «Дакаром». Не зря же и само ралли называли «Шелковый путь» серии Дакар. Будут на пути также и дюны и степи… В Средней Азии нас больше пугает жара. Когда мы были в этом году на гонках в Южной Америке, температура воздуха превышала 40 градусов. А температура внутри кабины была 50 градусов. Было очень тяжело ехать. К тому же, в жару перегревается двигатель у автомобиля. В Азии может быть еще жарче. Но чем труднее испытания, чем жестче и острее будет борьба.
- Скажите, сможет ли неподготовленный человек выдержать гонку? (Лейла Ахтямова, Набережные Челны)
Фирдаус Кабиров:
- Неподготовленный человек даже день не выдержит в кабине боевых экипажей. Скорость и трассы на гонках такие, что даже у опытных пилотов, бывает, что ломаются позвоночники. К ралли нужна специальная подготовка. Это вопрос времени – начинать нужно с более легких трасс. Есть и специальные упражнения на все группы мышц. Ведь любое резкое движение на такой скорости может привести к серьезной травме.
- Команда «КАМАЗ-Мастер» выступает в качестве организаторов «Шелкового пути». Почему же Вы не сделали один из этапов ралли вблизи Набережных Челнов? (Диана, Набережные Челны)
Владимир Чагин:
- Мы не являемся напрямую организаторами гонки. Из организационных вопросов команда отвечает только за «техническую» составляющую – мы подготовили 20 автомобилей для обслуживания ралли. Конечно, мы могли повлиять на выбор трассы. И скажу больше, даже поднимался вопрос, чтобы стартовали участники все-таки из Челнов, но тогда первый день теряется впустую. Надо побыстрее выбираться в степи – в Оренбургскую область.
- Здравствуйте. Мой сын мечтает попасть к вам в команду. Что нужно для этого сделать, и готовите ли вы себе смену? (Татьяна Александровна, Казань)
Фирдаус Кабиров:
- Смену мы себе готовим. Один из наших кандидатов сейчас сидит с нами за этим столом – это Эдуард Николаев. Также, в команде есть еще двое ребят, которые вместе с нами готовятся. Все они с детства занимаются картингом. Поэтому и вашему сыну я посоветую записаться в карт-клуб для начала. А дальше он поймет надо ему это или нет.
- А со скольки лет берете в команду?
Эдуард Николаев:
- С совершеннолетия. В команде все-таки работают уже профессионалы. Хорошо, если за плечами уже есть какая-то специальность – инженера - механика, например, как у меня. У нас ведь и команда не совсем обычная. Мы сами готовим машины к гонкам, и сами участвуем. Тогда как во всем мире действует четкое разделение на спортсменов и инженерный состав.
- Сейчас КАМАЗ переживает не лучшие времена. Насколько завод поддерживает вас? (Виталий Алексеевич, Набережные Челны)
Фирдаус Кабиров:
- О нас КАМАЗ не забывает. На этот год руководство КАМАЗа практически не сократило наш бюджет, и мы до настоящего времени в полной мере финансируемся.
- Рада вас очень слышать. Я вас всех очень люблю. И у меня такой вот вопрос: как вы набираетесь сил во время ралли? Есть ли какое-то время для отдыха? (Мария, Казань)
Владимир Чагин:
- Лучше всего силы дает сон. В день нужно спать минимум шесть часов. Но на «Дакаре» выспаться получается не всегда. Иногда в час ночи засыпаем, а в пять уже вставать.
Фирдаус Кабиров:
- С днем отдыха вы угадали. Он, действительно, есть посередине ралли. Но как все наши механики шутят, «день отдыха – это смерть механиков». В этот день перебирается почти полностью вся машина. Единственное, вечер накануне дня отдыха отличается от каждодневных Дакаровских будней. Все участники ложатся спать пораньше, и уже к десяти вечера бивуак «вымирает».
- А есть ли какой-то особый режим питания во время ралли?
Владимир Чагин:
- Каждый берет с собой в дорогу, что привык есть дома. Для меня жена настряпала пельмешек, котлет и жареной картошечки. Бывает, когда едем по Марокко, наши ребята-механики покупают живого барана и на месте его разделывают. А потом зовут нас к столу. Один – два раза за гонку обязательно делаем плов на костре. Хочется, что-то вкусное покушать, дающее сил. Всегда берем с собой березовые дрова. Один только запах березы навевает воспоминания о доме, придает энергии…Не то, что африканские щепки, которые очень сухие и со специфическим запахом.
Эдуард Николаев:
- А еще во время самой гонки нельзя много пить, как бы жарко не было. Ведь это повлечет за собой остановку, а это потеря боевого времени. Напиться воды вдоволь удается только вечером.
- Какой призовой фонд вы получите в случае победы, и на что потратит деньги каждый из вас? (Гульфия, Нижнекамск)
Владимир Чагин:
- Гонорар мы пока еще не знаем. Призовой фонд на этой гонке впервые назначен туркменским правительством. Оно же финансирует 50 процентов всей гонки. Назвать сумму я сейчас затрудняюсь. Но я слышал также, что призовой фонд будет распределяться только среди участников-любителей, а мы все-таки считаемся профессионалами. Поэтому мы как работники КАМАЗа просто выполняем свою работу
- Скажите, согласились ли бы вы взять в команду девушку? (Карина Исмагилова, Бугульма)
Фирдаус Кабиров:
- Девушек в боевых экипажах у нас пока нет. Но, если мы найдем хорошего профессионала – девушку, то думаю, мы сразу пригласим ее в команду (смеется).
-Ребят, насколько вы суеверны и есть ли у вас какие-то талисманы на удачу или приметы? (Диляра, Елабуга)
Владимир Чагин:
- У меня нет. Какие там талисманы! Если в эту тему поверить, то скоро весь грузовик будет в амулетиках и подвесках.
Фирдаус Кабиров:
- Все 20 лет, связанные с командой «КАМАЗ-Мастер», я вожу с собой в кармане возле сердца фотографию своей семьи. На ней жена Гульнара, сын Адель и дочь Мадина. Так, моя семья всегда со мной.
- Как вас отпустили жены, дети в эту гонку? Ведь это очень опасно. (Евгения, Казань)
Фирдаус Кабиров:
- Хоть уже и езжу на ралли 20 лет, но жена отпускает каждый раз с трудом и слезами. Но это моя работа и жена старается это понять. Правда, берет с меня обещание, что я ей буду звонить каждый день. Поэтому, когда мобильный не ловит, приходится искать спутниковую связь. Но это тоже есть своеобразная романтика…говорить по спутнику с другого конца земли с запозданием голоса в одну - две минуты.
- Какое будущее у ралли «Шелковый путь»? Оно будет проводиться каждый год, как и «Дакар»? (Денис, Казань)
Фирдаус Кабиров:
- Сейчас сложно сказать. Лучше бы вам этот вопрос задать 13 сентября в Ашхабаде, когда уже завершится ралли и будет понятно, насколько оно успешно. Если все пройдет хорошо, а мы в этом и не сомневаемся, то думаю, у участников будет желание вернуться и на следующий год, и возможно, скоро гонка достигнет масштабов «Дакара».
Справка – «КП»:
В пути участники ралли пробудут две недели. Маршрут гонки пройдет по территориям трех стран - Татарстана, Казахстана и Туркмении, его общая протяженность составит 4500 километров, из которых 3200 - спецучастки. «Шелковый путь» признан самым сложным ралли-рейдом на территории Евразии.
Кстати:
Вместе с шестью гоночными машинами «КАМАЗ-Мастер» отправятся и четыре автомобиля технического сопровождения. Именно они повезут холодильники с продуктами, душевые кабины и спальные принадлежности.