Премия Рунета-2020
Казань
0°
Boom metrics
Звезды1 февраля 2010 21:08

Казанские летчики стали прототипами героев фильма «Кандагар»

Историю экипажа Ил-76, попавшего в афганский плен, покажут на киноэкранах [видео]
Источник:kp.ru

В феврале состоится одна из самых долгожданных кинопремьер. Во всероссийский прокат выходит историческая драма «Кандагар» - история о пяти летчиках, попавших в 1996 году в Афганский плен. 378 дней, проведенных в Кандагаре, превратились для экипажа в настоящий ад.

Прототипами героев картины режиссера Андрея Кавуна стали казанские летчики. Командир экипажа Ил-76 Владимир Шарпатов, второй пилот Газинур Хайруллин, штурман Александр Здор, бортинженер Асхат Аббязов, радист Юрий Вшивцев и инженеры Виктор Рязанов и Сергей Бутузов пережили на самом деле все описанные в фильме события.

«Комсомолка» встретилась с экипажем, ставшим пленниками фанатиков-талибов.

«Выхода было два - идти на посадку или под обстрел!»

Сегодня, как и 13 лет назад, все члены экипажа злополучного Ил-76, служат авиации. Героями летчики себя не чувствуют. Живут скромно, на улицах их не узнают. Инженеры Виктор Рязанов и Сергей Бутузов ремонтируют технику в казанском аэропорту, остальные трое летают по всему свету, только командир экипажа Владимир Шарпатов уже на пенсии. Сейчас Владимир живет в Тюмени и растит летчика из внука-школьника.- В последний раз мы собирались все вместе три года назад, - рассказал «Комсомолке» ведущий инженер Виктор Рязанов. - О нас документальный фильм снимали - фильм «Афганская западня» потом по телевизору показали. А с тех пор больше не виделись. Иногда лишь созваниваемся.

О событиях в Афгане летчики вспоминать не любят. Мол, что было, то прошло. Да и жизнью 13 месяцев плена, по их словам, не назовешь.

Август 1995 года. Экипаж Ил-76 выполнял обычный чартерный рейс из Тираны (Албании) в Кабул (Афганистан). Самолет и экипаж были зафрахтованы для перевозки партии стрелкового оружия и боеприпасов, 1200 ящиков с патронами к автомату Калашникова, которая осуществлялась по договору между этими государствами. Поставка и фрахт были произведены в соответствии со всеми правилами международных перевозок.

Ил-76 казанской авиакомпании «Аэростат» вошел в воздушное пространство Афганистана и взял курс на Кабул. До пункта назначения оставалось 30 минут полета, когда радист получил по рации приказ: «Борт 76842, вам посадка в Кандагаре». - Зачем? У нас по плану нет там посадки, - удивились летчики.

А в следующий миг в хвосте Ил-76 появился истребитель Миг-21, радист получил последнее предупреждение: «Выполняйте разворот и заходите на посадку, это приказ. Или открываем огонь».

Истребитель упорно преследовал свою цель. И Ил был вынужден совершить посадку.

«Чтобы спастись от жары, каждый день набирали протухшую воду из колодца»Как только самолет остановился, их окружили люди с автоматами, через пару секунд они уже ворвались на борт.

- Они заявили, что должны осмотреть груз, - говорит инженер Сергей Бутузов, - командира забрали на допрос. Потом нам предъявили обвинение в перевозке запрещенного груза. Документы даже смотреть не стали.

Так семь казанских летчиков стали заложниками фанатиков-талибов.

Первую ночь члены экипажа провели в самолете, а потом летчиков под дулами автоматов посадили в машины и повезли в неизвестном направлении.

- Нам ничего не объяснили, только сказали: «Теперь вы останетесь здесь!», - рассказывает Виктор Рязанов. - В ту минуту мы попрощались с жизнью. Думали, везут на расстрел.

Отлегло от сердца, только когда летчики увидели перед собой жилой дом. Барак оказался пристройкой к гостевому дому губернатора Кандагара, расположенного в 50 километрах от аэродрома.

- Нас силой затолкали внутрь, а вдоль дома выставили охрану, - вспоминает инженер. - Мы не понимали, что происходит и в чем мы провинились. Нам просто сказали, что нас будет судить шариатский суд.

Об инциденте стало известно правительству России, и начались долгие переговоры. Никто и предположить не мог, что растянутся они на долгих 378 дней.

Каменная постройка, куда поместили пленников, больше напоминала пустой склад. Рядом - крохотный дворик с колодцем, окруженный высоким забором с колючей проволокой.

- Каждый день мы набирали протухшую воду из колодца и поливали ей двор перед своим жилищем, - рассказывает Виктор Рязанов. - Так мы спасались от палящего афганского солнца. Иначе было нечем дышать.

Днем к жилищу приходили талибы с оторванными руками, ногами...Ночевать приходилось на голом бетонном полу, а из еды на весь день давали четыре картошины и маленький кусочек бараньего жира на кости. Эта была порция на семерых взрослых мужчин.

Днем к их жилищу водили «экскурсии»...

- Приходили талибы с оторванными руками, ногами, изувеченными лицами - это были афганцы, которые воевали против советских солдат. Иногда приводили маленьких детей-инвалидов... Говорили, вот видите, это все сделали вы, - вспоминает Виктор Петрович.

Летчикам грозили, что их расстреляют, как только талибы возьмут Кабул. Но при этом пленников никогда не били.

- Это мусульманский мир, где царят свои законы, - пожимают плечами летчики. - Мы не понимали их, а они нас.

Через три месяца, в октябре, когда нервы летчиков уже были на пределе, благодаря стараниям дипломатов к пленникам впервые допустили врачей. В Кандагар прилетела делегация медиков из Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского во главе с замдиректора, известным психотерапевтом Зурабом Кекелидзе.

- Мы отлично понимали, что каждый день может стать для нас последним, - говорят члены экипажа. - К тому же мы все время находились в замкнутом пространстве всемером - остаться в одиночестве не получалось даже на секунду.

Главной задачей врачей было обеспечить психологическую разгрузку. Медики, которых допустили к пленникам только в сопровождении талибов с автоматами, осмотрели экипаж. А главное - привезли летчикам письма из дома. Медики приезжали к пленникам несколько раз - привозили и весточки из дома, и продукты, и лекарства. Однажды они привезли целый агрегат. Как выяснилось - спутниковый телефон Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Талибы и понятия не имели, что это за аппаратура.

- Никто не верил, что идея с телефоном удастся, - говорит штурман Александр Здор. - Ведь одной только антенной можно напугать. Телефон по внешнему виду больше напоминал какое-то секретное оружие.

Но затея удалась. Главного охранника в тот день не было, а двое надзирателей поддались на уговоры. Во дворе установили трехметровый агрегат. Специально для его установки приехали специалисты из Москвы. И летчики впервые за четыре месяца услышали голоса родных.

Время было ограничено. Но договорились сразу - пусть и по полминуты, но дозвониться домой должен каждый!

Так, летчики услышали голоса жен. На глазах у здоровых, ничем не пробиваемых мужчин впервые появились слезы... Хотя ни одной слезинки не проронили члены экипажа за все время плена.

- Каждый из нас хотел больше услышать о семье, - до сих пор волнуясь, рассказывает Виктор Рязанов. - Нам хотелось спросить все: как дома, что с детьми, как их школа. Но когда я слышал ответы, я даже не понимал смысл слов, а просто вслушивался в родной голос.

В первый же приезд медики дали летчикам важный совет - заняться физкультурой.

- Мы бегали каждое утро на этом пятачке у нашего жилища, - говорит Виктор Рязанов. - А по вечерам радист учил нас английскому и даже задавал домашние задания. Это нас спасало от того, чтобы не сойти с ума.

Письмо жены побудило к побегу

Время шло... а переговоры не давали результатов. В апреле - когда шел уже девятый месяц плена, Виктор Рязанов получил очередное письмо от жены. - Она писала, что очень любит меня, и я должен обязательно вернуться домой, - рассказывает инженер. - И сказала, что мы не должны сидеть сложа руки и ждать решения переговоров, а сами тоже что-то делать.

В скором времени подвернулся подходящий случай. Талибы заинтересовались Ил-76, но в Кандагаре не было летчиков, которые могли бы управлять им. Возможно, именно поэтому казанских летчиков и не расстреляли сразу. Они нужны были талибам живыми. Но, находясь в бездействии на аэродроме, воздушное судно рисковало превратиться в груду металлолома. Ведь перепады температуры были огромными: от +50 до -10. Машина нуждалась в техобслуживании.

- Однажды нас с Сергеем и командира отвезли на аэродром, - вспоминает Рязанов. - Нас попросили осмотреть самолет и запустить двигатели. Мы категорически отказались и стали убеждать, что двигатели можно запускать только в полном составе экипажа. - Мы поняли, что это шанс совершить побег на собственном самолете. С этого момента мы жили только этим, - рассказывает Александр Здор. - Мы начали разрабатывать план побега. Продумали, какая будет у нас фора, пока спохватятся охранники, и вычислили координаты, куда лететь.

Оставалось только ждать шанса оказаться всем вместе на борту.

Лопнувшее колесо помогло бежать

Спустя неделю всех летчиков отвезли на аэродром. Даже разрешили прорулить по взлетной полосе, но в кабине помимо летчиков находилось пять вооруженных «громил» с автоматами. Один из них держал автомат у сиденья пилота...

- Если бы мы сделали хотя бы попытку, нас бы тут же расстреляли, - рассказывает второй пилот Газинур Хайруллин. - Справиться с пятью охранниками мы бы точно не смогли. Но удача была на стороне летчиков: у самолета лопнуло одно из колес! А это был отличный повод еще раз попроситься на борт.

16 августа в пятницу экипаж разбудили охранники и велели собираться на аэродром. В пятницу у мусульман выходной день, и поэтому летчиков сопровождали на аэродром без многочисленной охраны. Только два автоматчика и начальник караула. - Каждый из нас в глубине души переживал, а вдруг не получится - не подведет ли самолет, - вздыхает Александр Здор. - Но мы договорились: перебьют, так перебьют, разобьемся, так разобьемся - ждать больше нельзя!

Когда лопнувшее колесо заменили, экипаж уговорил начальника караула провести и другие работы на самолете.

Дождавшись, когда надзиратели отправятся на молитву, летчики поднялись на борт самолета. Вместе с ними в Ил-76 зашли и трое охранников.

Нервы натянуты, но каждое движение четко продуманное: двигатель запущен, самолет начинает разгон по взлетной полосе...

Разморенные жарой афганцы подвоха не заметили. Думали, экипаж, как и в прошлый раз, совершит круг по летному полю. А вот охрана аэродрома, разгадав замысел летчиков, всполошилась.

- Мы с середины полосы начали взлетать, нам наперерез мчался микроавтобус, а в нем талибы с автоматами, - рассказывает Виктор Рязанов.

Тут опомнились и охранники, находящиеся в самолете.

- Я начал успокаивать старшего, что мы сейчас сядем, только проверим двигатели, но он метнулся в кабину пилота с автоматом, я набросился ему на спину, - говорит Асхат Аббязов. - Завязалась драка, ребята повалили двух других. Драться было тяжело - самолет сильно трясло.

Но желание оказаться дома придало летчикам сил. Спустя несколько минут талибы были связаны. А самолет уже парил над землей.

На аэродроме в то время искали пилота истребителя. Истребитель поднялся в воздух лишь через 20 минут. Такая задержка спасла экипаж.

К тому же летчики сбили талибов с пути. Чтобы обмануть погоню, экипаж направил самолет не в Россию, а к иранской границе, а оттуда через Персидский залив — в Объединенные Арабские Эмираты. Над территорией Афганистана и Ирана Ил-76 летел в условиях горной местности на высотах до 50-100 метров без связи с наземными авиационными службами, чтобы самолет не был засечен средствами ПВО. Благодаря мастерству пилотов полет завершился успешно. Ил-76 совершил благополучную посадку в Объединенных Арабских Эмиратах.

- Мы даже не верили, что это конец, - улыбаясь, вспоминает Виктор Петрович. - Мы попросили телефон у сотрудников охраны - позвонить женам. Первым до супруги дозвонился я, а потом пошли по цепочке.

Правда, домой летчиков отпустили не сразу. Еще неделю экипаж пробыл в одной из квартир под присмотром охранников в Арабских Эмиратах.

- Они боялись, что на нас начнется охота, - рассказывают члены экипажа. - И нашей жизни еще может что-то угрожать.

Перед полетами теперь крестятся

О побеге летчикам напоминают ордена и именные часы, которые экипажу вручил Минтимер Шаймиев. Пилоты - Владимир Шарпатов и Газинур Хайруллин получили звание Героя Российской Федерации. Остальные члены экипажа награждены Орденами Мужества.

Но главное, изменилось отношение к жизни.

- На жизнь начал по-другому смотреть, ведь мы находились на волоске от смерти, - говорит второй пилот.

Однако от авиации после случившегося не отказался ни один.

- Теперь разве что перед началом полета я говорю про себя: «Бисмилла рахман рахим» («Во имя Аллаха милостивого и милосердного» - сура из Корана. - Прим. авт.), - улыбается Газинур Хайруллин. - А на пенсии, может, и в мечеть начну ходить.

О том же, что их историю скоро посмотрит вся страна, летчики узнали полтора года назад от командира экипажа Владимира Шарпатова. Тогда к нему обратился режиссер картины за дневниками, которые он вел на протяжении всего плена. Роль Газинура Хайруллин исполняет Владимир Машков. Фильм он пока не видел, но выбор актера ему пришелся по душе.

А вот инженеры Виктор Рязанов и Сергей Бутузов немного расстроены. Ведь экипаж был из семи летчиков, а в фильме их всего пятеро - инженеров, по замыслу режиссера, в истории нет.

- Но мы не в обиде, - говорит Виктор Петрович. - Ведь понимаем, что фильм-то на самом деле художественный. Хорошо бы сейчас всем вместе собраться и фильм посмотреть...Впрочем, один из летчиков, бортинженер Асхат Аббязов, уже всех опередил и скачал отрывки фильма из Интернета.

- Мне не понравился актер, который меня играет (в роли Аббязова - Богдан Бенюк. - Прим. авт.), - говорит Асхат Аббязов. - Он совсем не похож на меня. Я не жду ничего хорошего от фильма, так как он - художественный и это в первую очередь видение режиссера.

Другим летчикам же еще только предстоит увидеть свою историю на экранах кинотеатров.